...из серии "разговоры на кухне"...
– Сижу и думаю о подарках. Вот я всегда считала, что я их люблю. Ну знаешь, все же родом из детства. А в детстве, обычно, эгоизм зашкаливает, поэтому тебе все норм: радуешься и не паришься. А затем вдруг вырастаешь, обретаешь сознателность и все: пошли скрытые мотивы, корысть и обязанность... И ловишь себя на том, что ты как-то уже чаще не рад, чем наоборот.
– Это в каком, например, случае?
– Ну допустим, мне как-то очень часто дарят подарки, от которых я испытываю неловкость вместо радости. Особенно, когда понимаю, что подарок дорогой. Дорогой, в первую очередь, для самого дарящего.
– Это ты как еще определяешь?
– Ну путем простого невольного такого подсчета...
– ...подсчета чужого бюджета?
– Ты что хочешь сейчас, чтобы я притворилась, будто бы этого не делаю? Рада бы. Но, увы. И думаю, многие из нас этим грешат непреднамеренно.читать дальше
– Так, а что тебя, собственно, смущает-то?
– Дык, в том-то и суть, что не пойму. Вроде бы как умом уже давно все для себя решила, а нутром – неловко.
– А мне кажется, знаю, почему.
– Ну?
– Потому, что ты думаешь, будто бы отвечать придется. Будто бы подарок – это вопрос, на который обязательно нужно ответить. Или как сода негашеная. Надо обязательно какое-то перекрывающее действие, иначе обожжешься.
Иными словами, ты думаешь, что подарки не дарят просто так.
– Вот кстати совершенно так не думаю. Точнее, правильнее сказать: я знаю, что бывает и просто так. Ведь я же, в конце концов, когда сама дарю, я не жду от человека никакого ответного действия...
– Как это не ждешь?
– А вот так не жду! Представляешь!
– Ну-у не лукавь... Это ты может быть имеешь в виду, что не ждешь никакого ответного подарка, но что не ждешь вовсе никакой реакции – вот тут-то не обманывай.
Сейчас ты скажешь, что тебе нравится, когда человек радуется. И ты воспротестуешь, мол, что в этом плохого? Да, ничего, собственно. Но только ждать радости это уже не «просто так».
И именно поэтому тебе иной раз неловко, когда дарят тебе. Потому что ты прекрасно знаешь все эти подноготные человеческой натуры. И начинаешь невольно думать:
«А вдруг я его как-то недостаточно поблагодарил?», «А вдруг я как-то недостаточно обрадовался?»
А если ты вообще не обрадовался, то приходится и вовсе притворяться, чтобы не обидеть, а значит при этом всем ты еще и боишься спалиться.
Разумеется, это все напрягает. Потому что побуждает тебя делать нечто, чего ты заведомо делать не планировал.
– Тебя послушай, так получается, что подарки – зло и дарить их нельзя.
– Подарки подаркам рознь. Вот есть подарки аргументированные.
Допустим, когда это твой день рождения. Тут уж так повелось, что в этот день тебе как будто бы весь мир априори должен. Это как-то естественно вписывается.
Ну или там новый год или пасха, когда вы все друг другу что-то дарите, потому что это традиция такая – тогда все, как правило, на равных.
Но другое дело, подарки врасплох.
Которые, как нам привыкли повторять, как раз-таки и должны считаться за настоящие и искренние. Ибо же они типо «просто так», типо просто порадовать...
– То есть, это они зло?
– Ну... злом их назвать, конечно, сложно. Однако и неудобств они доставляют изрядно.
Вот, допустим, купила ты мне новую миску. Как ты любишь говорить: просто потому что могла. Просто потому что знаешь, что мне такие нравятся и просто как бы решила, меня порадовать. Невзначай.
А я, допустим, утром накануне разбил твою любимую вазу и еще не успел тебе об этом сказать, совестью мучаюсь, страдаю. И тут, значит, ты со своей миской.
Я бы и рад ей порадоваться, но в первую очередь мне из-за нее становится еще более неловко.
И я невольно думаю, что если бы ее не было, мне было бы проще.
Иначе говоря: какая мне радость?
То-то же.
Но даже если предположить, что я ничего не разбивал и вообще никаких дурных мыслей на твой счет не имею. Но необоснованный подарок все равно будет висеть надо мной, как неотвеченный вызов.
Если разве что я себя предварительно не обезопасил.
– Это как еще так?
– Научился не брать на себя заботы другого. Ведь, по сути, не твое это дело предугадывать мысли дарящего. Твое дело какое: дают – бери.
Есть такая хорошая поговорка: что в твою жизнь прилетело – то и твое. Значит, ты это заслужил. Не важно, как: находчивостью, наглостью, трудами праведными. Но, если уж тебе это досталось, значит, ты это заработал. То есть, условно, за это уже оплачено. Тобой же, собственно, и оплачено.
Иными словами, выходит, что все подарки, которые ты получаешь в жизни, по природе своей вовсе не подарки, а результат твоей же работы над своими мыслями и действиями.
Представь, что Вселенная попросту использует других людей как посредников, чтобы выписать тебе награду. Ну или же айлюлей в ином случае – что тоже не менее показательно.
А если ты будешь пытаться всучить ей что-то взамен, то получается, что будешь платить дважды.
Нарушишь баланс – придется корректировать. А любые коррективы штука опасная. Никогда не знаешь, что за собой потянут.
– Но вот, а если я «не заплатила», а человек мне претензию выбрасывает. Не настолько прямую, чтобы его смело в жопу послать. А такую именно прозрачненькую, все намеками да метафорами...
– Ну ты тогда его так же метафорично и осади.
– Типо подарок вернуть?
– Совершенно не обязательно.
Считай, что этим он внес свою плату за попытку. То, что за попытку, якобы, денег не берут, то это чушь собачья: мишень потратил, патрон потратил. А то, что промазал, так это, сударь уже твои проблемы.
Собственно, если человек делает что-то для тебя, ожидая чего-то взамен, то, согласись, это его проблемы.
Так и говори.
Подарок с подспудным ожиданием – это для дарящего, по сути, как лотерея: повезет не повезет. Ты же когда лотерею покупаешь и проигрываешь не бежишь с кулаками на продавца билета, так? Вот тут то же самое. Ты ответственности за чей-то проигрыш не несешь.
Никаких условий ты с ним не подписывал, ничего официально не должен. Морально, впрочем, тоже.
Сперва будет тяжело быть таким вот «бесчувственным», а затем тебе понравится.
Сразу, как только поймешь, что никакие чувства тут вообще не причем.
– Ну а если я хочу кому-то что-то подарить действительно просто так. Не потому что повод, и не для корыстных целей. Да, просто потому что могу, и да, для того чтобы человек порадовался.
– Тогда сперва убедись, что друг твой достаточно «бесчувственный», чтобы действительно порадоваться. А то иногда, когда тебе кажется, что ты кого-то радуешь, на деле выходит с точностью до наоборот.
Ты перед тем, как что-то дарить, спроси себя откровенно так: ты вообще кому сейчас приятное сделать хочешь: человеку или себе?
Потому что, если чувствуешь, что друга это может напрячь, но при этом продолжаешь настаивать: ну там в пояснения вдаешься, что мол, для тебя это действительно ничего не стоит или это вообще ерунда.
Для тебя может и вправду ерунда. А для другого – еще какое что-то! То есть ты получается непрямо на его мнение плюешь.
А о каком тогда благородном «приятно» тогда может речь идти?
Есть, вообще-то, миллион других способов сделать приятное другому и при этом без материального вмешательства. Слово радостное сказать, например. Или о его любимых книгах порасспрашивать. Люди на самом деле очень любят, когда ими искренне интересуются, и иной раз им это больше радости доставляет, чем какой-то там новый сапог или конфеты.
А если уже хочешь действительно почувствовать себя важным и эдаким финансово благополучным, то пожертвуй лучше денег в кошачий приют.
Там уж точно все этому гарантировано обрадуются.